Что происходит с украинской игровой индустрией?

Авторы S.T.A.L.K.E.R., Survarium, «В тылу врага» и других украинских игр рассказали, что поменялось в их жизни за последний год

21 февраля 2014 года в Киеве было подписано соглашение между президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, которые договорились прекратить длившиеся три месяца уличные беспорядки, провести политические реформы и досрочные президентские выборы. Соглашение утратило фактическую силу менее чем через сутки, когда Виктор Янукович, опасаясь за свою жизнь, бежал из Киева, а власть перешла в руки лидеров протеста.

На этом, пожалуй, стоит прекратить экскурс в новейшую историю Украины — желающие могут продолжить, например, в Википедии. Эта статья — не очередная попытка выяснить, кто прав и виноват, и не повод для политического скандала в комментариях. Все куда проще: многие любимые игры российских игроков были разработаны (и продолжают разрабатываться) украинскими компаниями. S.T.A.L.K.E.R. «Метро 2033» «Казаки» «В тылу врага» - это лишь несколько примеров отличных игр, созданных в Украине.

Но война — не лучшая обстановка для разработки видеоигр. Чтобы понять, как чувствует себя украинская игровая индустрия, мы связались с несколькими разработчиками из разных регионов Украины и попросили их рассказать о том, как им приходится сейчас.

Кто на Мальту, кто домой

Прошедший год стал не самым легким для Украины. Экономика сократилась почти на десять процентов и продолжает падать, курс валюты вырос с 8 до 27 гривен за доллар, увеличились налоги. В Донецкой и Луганской областях идет военная операция, для обеспечения которой проведено уже четыре волны мобилизации. Промышленность страны лихорадит — например, убытки производителя ракет «Южмаш» в 2014 году выросли в четыре раза.

Кризис не мог обойти стороной и украинскую IT-индустрию. Еще прошлой весной некоторые украинские разработчики игр в приватных беседах жаловались, что работать стало заметно труднее — в компаниях сократилось число новых вакансий, а многие талантливые специалисты переехали, где и обстановка стабильнее, и доходы выше.

В мае появилась информация, что студия 4A Games, известная по Metro 2033 и Metro: Last Light, открывает новый офис на Мальте, куда переберутся ключевые сотрудники. Изначально это событие подавалось как новый большой шаг в развитии компании, но чуть позже руководитель студии Андрей Прохоров признал, что это была вынужденная мера — искать инвесторов, когда твоя страна фактически находится в состоянии войны, крайне сложно. По словам Андрея, многие в 4A Games отчасти чувствовали себя предателями, покидая родину в столь трудный момент.

Случай с 4A Games оказался скорее исключением, чем правилом — несмотря на все трудности, за прошедший год не закрылась ни одна крупная украинская компания, а разработчики, с которыми мы связались, достаточно оптимистично оценивают будущее.

«Игровая индустрия, слава богу, всегда была достаточно космополитична, чтобы не зависеть от внутренней конъюнктуры рынка. Поэтому в экономическом смысле, для нас все было стабильно» — считает Олег Яворский, PR-менеджер Vostok Games, разработчика игры Survarium. Алексей Савченко, соучредитель Black Wing Foundation In Fear I Trust, Kog Karts) добавляет — «…учитывая историю с общим упадком экономики, всем стало жить только сложнее. С другой стороны, любой кризис мобилизует клетки мозга, заставляет считать расходы и концентрироваться на задачах».

Ни в одной из опрошенных компаний не смогли сказать, что вести бизнес в Украине за прошедший год стало лучше. «В текущем состоянии, пока у нас в стране идет война, жить вряд ли становится лучше и веселей. В плане затрат на ведение бизнеса, здесь существенно ничего не поменялось, т.к. в нашей индустрии эти затраты традиционно привязаны к валюте. В каких-то аспектах валютные колебания дали свой плюс — например, немного дешевле стали печеньки в офис, аренда серверов в российском дата-центре приятно подешевела. Но это мелочи» — продолжает Олег Яворский.

Тем не менее, ощущения, что украинские игровые компании сейчас балансируют на грани выживания, не создается — они активно развивают уже запущенные проекты и анонсируют новые. Самым показательным здесь является пример с GSC Game World, одной из самых известных украинских компаний, разработавшей S.T.A.L.K.E.R. и «Казаков».

В декабре стало известно, что студия, переставшая подавать признаки жизни около трех лет назад, возвращается на рынок и уже работает над масштабным неанонсированным проектом. «Возрождение студии произошло полтора года назад, когда были начаты работы над новым проектом. Просто анонс нашего возвращения состоялся не так давно. Наверное, самое сложное у нас еще впереди. Поклонники игр, созданных в GSC, возлагают на будущие проекты большие надежды и самым сложным будет все эти надежды оправдать» — рассказывает Валентин Елтышев, директор по маркетингу и PR GSC Game World.

Свои успехи есть и у других компаний. Vostok Games успешно продвигают Survarium в России, СНГ и Европе — игру уже попробовали более миллиона человек. В Black Wing Foundation работают над секретным проектом по «очень крутой лицензии», а сам Алексей Савченко с недавних пор сотрудничает с Epic Games, занимаясь продвижением Unreal Engine 4 в России, Украине и странах СНГ: «Многие ребята из продюсерского состава настолько выросли, что им стало можно делегировать многие исполнительные полномочия. На личном уровне, в виду последнего, у меня появилась возможность отойти от исполнительных полномочий и заняться евангелизмом Unreal Engine 4 на территории Восточной Европы и стран СНГ».

С георгиевской лентой наперевес

Тяжелые времена — это всегда больший риск конфликтов, как в коллективе, так и за его пределами. За доказательствами далеко идти не надо: загляните на любой форум, где обсуждается украинский вопрос — и вы увидите бесконечные споры, которые мгновенно переходят в откровенную ругань.

Год назад конфликт случился в Vostok Games — Денис Ананьев, комьюнити-менеджер компании, написал на сайте DTF.ru, что ему угрожают увольнением из-за того, что он не хочет поддерживать Евромайдан. По словам Дениса, руководство компании даже пыталось запретить ему высказывать собственное мнение в социальных сетях. В ответ Олег Яворский обвинил сотрудника в том, что он критикует Евромайдан с аккаунтов, которые ассоциируются с Vostok Games. В итоге Денису все-таки пришлось покинуть компанию.

Сегодня обе стороны с неохотой вспоминают те события. «По мне, история эта неоправданно раздута и преувеличена. Ворошить желания нет, кто хочет выяснить подробности, может покопаться в блогах на DTF. С Денисом какое-то время назад общались, надеюсь, сейчас у него все хорошо. Я считаю философски, все что меняется — к лучшему» — написал нам Олег Яворский. Сам Денис Ананьев от комментариев отказался.

О других политических конфликтах в украинских компаниях нам неизвестно. Все опрошенные утверждают, что сотрудники или придерживаются одинаковых взглядов или просто предпочитают не говорить о политике на работе. «Был, конечно, достаточно тяжелый эмоциональный период, который мы пережили в этом году. Но потом, как-то все пришли к мнению, что политика, религия и личная сексуальная жизнь — это не те темы, которые стоит публично обсуждать. После этого атмосфера в целом сразу стала спокойной» — рассказывает Алексей Савченко.

«Игры, которые делает компания GSC Game World, всегда были в стороне от политики, но это не означает, что у сотрудников компании нет своей политической позиции. К счастью, она никак не отражается на работе. Это позволяет максимально сконцентрироваться на новом проекте» — это уже ответ Валентина Елтышева.

Хорошие отношения у украинцев остаются и с российскими партнерами — и это очень приятная новость на фоне того, как обозлились друг на друга наши страны. Еще летом основатель GSC Game World и создатель S.T.A.L.K.E.R. Сергей Григорович отправился на Майдан с георгиевской ленточкой, чтобы показать, что жители Киева толерантно относятся к разным мнениям и принимают другие точки зрения. «Мой вывод такой: в Киеве, да и на Майдане, где много приезжих, царит нормальная толерантная атмосфера уважения и плюрализма любых мнений, даже таких, которые радикально не вписываются в рамки сегодняшнего Майдана. Что и требовалось доказать. Ради чего, собственно, и проводил этот эксперимент. У нас даже если ты — белая ворона, тебя не заклюют. Потому что все люди, и каждый имеет право на собственную позицию» — написал Сергей по итогам прогулки.

Никто из представителей опрошенных компаний не высказался негативно о России — максимум, сетовали на то, что работать стало сложнее из-за ухудшившейся политической и экономической ситуации. «В последние несколько месяцев, правда, спад платежей с российского рынка стал ощутимым. Очевидно, что, также как и в Украине, это вызвано нестабильностью национальной валюты и экономическим сумраком, в который плавно погружается общество. В этой связи, нам пришлось форсировать процессы выхода на западные рынки, благо там все стабильно» — отмечает Олег Яворский, сразу же добавляя, что в Vostok Games даже и не думают забывать о России. По его словам, компания запустила серию книг по Survarium, а также планирует принять участие в очередном «Игромире».

Но совсем без конфликтов не обошлось. Прошлым летом студия West Games, якобы созданная «бывшими разработчиками S.T.A.L.K.E.R.», начала на Kickstarter кампанию по сбору средств на шутер Areal. Пресса и фанатские сайты достаточно быстро обратили внимание на то, что кампания может быть мошеннической — разработчики никогда не трудились над S.T.A.L.K.E.R., а лишь создали браузерный прототип по его вселенной, да и планы компании не соответствовали размерам студии и запрошенной сумме денег. В результате проект был заблокирован на Kickstarter, — в West Games это попытались объяснить тем, что компания стала жертвой информационной войны между Россией и Украиной. Впрочем, к West Games не очень хорошо относятся и украинские коллеги — буквально на днях в GSC Game World заявили, что будут пресекать все попытки заработать на эксплуатации имени S.T.A.L.K.E.R.

В зоне военных действий

«Оказаться рядом с войной очень страшно. Страшно проснуться в четыре утра под звуки артиллерийской канонады. Особенно страшно, когда у тебя дома дети, а ты всю свою сознательную жизнь прожил под мирным небом и не знаешь даже, где ближайшее бомбоубежище и в рабочем ли оно состоянии» — после сдержанных ответов из Киева, Днепропетровска и других «благополучных» городов Украины, письмо Юлии Романовой, PR-менеджера Best Way, выливается на голову потоком ледяной воды. Юлия пишет много, подробно и эмоционально, а в комментариях признается, что ответы обсуждали чуть ли не всей компанией, изрядно поспорив друг с другом.

Компания Best Way родом из Северодонецка. До Крымского, где сейчас пролегает «линия фронта», около 30 километров — столько же, сколько дальность стрельбы у гаубицы «Мста-Б» или реактивной установки «Ураган». С начала апреля и до конца июля Северодонецк находился под контролем ополченцев непризнанной Луганской Народной Республики, а сейчас в городе находятся подразделения вооруженных сил Украины.

Такой вот курьез судьбы — компания, известная по серии тактических игр «В тылу врага», в какой-то момент фактически оказалась на линии фронта. Юлия рассказывает, что обстановка в городе всегда была трудной. Население поделилось на две части — кто-то боялся «бандеровцев» (которых в городе так и не появилось) и поддерживал ополченцев, кто-то выступал за единую Украину. По ее словам, похожая обстановка в Северодонецке остается и по сей день.

В Best Way в итоге решили покинуть Северодонецк, перебравшись в более благополучную центральную часть Украины. «Большая часть команды вместе с семьями выехала с территории активных боевых действий до начала «армагеддона». Некоторые сотрудники продолжали работать даже во время минометного обстрела города и бомбежки территории соседнего Лисичанска» — рассказывает Юлия, а затем добавляет, что без «потерь» у студии не обошлось. Кое-кто уехал в Россию, где нашел новую работу, а с одним сотрудником связь и вовсе потеряна — вместе с семьей он также направился в Россию к родственникам, но не доехал до них. Сегодня он числится в списках пропавших без вести.

История Best Way — лишь одна из многих историй компаний, которые были расположены в Донецкой или Луганской областях. Все они до боли похожи — поняв, что работать в зоне военных действий не только сложно, но и опасно для жизни, разработчики снимались и переезжали в более благополучные места, оставляя многое, что было им дорого. «Наш офис находился в Донецке, который, к сожалению, уже немного разрушен на сегодняшний день. Компания значительно изменилась за последние месяцы» — рассказывает в короткой переписке Александр Чигорин из Boolat Games.

Такая ситуация будет продолжаться как минимум до того, пока в Луганской и Донецкой области не установится крепкий мир, а скорее всего, даже дольше: инфраструктура областей серьезно разрушена, а бизнесмены, пытающиеся продолжать работать, сталкиваются с тем, что трудно сделать даже самые привычные вещи — например, оформить банковский перевод.

Пока же вырвавшиеся из зоны АТО компании постепенно обживаются на новых местах — Юлия Романова похвасталась, что Best Way теперь занимается издательской деятельностью в Steam, а также продолжает работать над Project 5, постапокалиптической игрой, которая является «наследницей» отмененного «Нового союза».

Когда из этой «зоны АТО» сможет вырваться Украина (да и пожалуй, все мы) — сказать практически невозможно. Мирные договоренности, достигнутые в ходе сложнейших переговоров в Минске, не продержались и считанных дней — уже после них случилась жесточайшая бойня в Дебальцево. И это уже не первые мирные переговоры, которые завершаются провалом. Один из наших собеседников сказал: «делать игры про войну лучше тогда, когда за окнами мир», и над этими словами стоит задуматься не только игровым разработчикам, но и тем, кто обладает возможностями этот мир вернуть.

Автор: Андрей Александров Редактор Игр@Mail.Ru
Источник | Категория: Статьи | Добавил: sector_priz_na_barabane
Коментарии
loki-freedom 09.03.2015, 22:18 #5 -2  
"ЧТО ПРОИСХОДИТ С УКРАИНСКОЙ ИГРОВОЙ ИНДУСТРИЕЙ?"
Я бы сказал что она там же где и сама украина, в полной,беспросветной попе, из которой обратной дороги нет
Xray_StyleZ 11.03.2015, 08:50 #6 0  
Очередной телевезионный пацреот, года рождения 1998. Как вижу ты уже жизнь повидал, в геополитике разбираешся... Молодец, так держать!
zulus 07.03.2015, 17:23 #4 0  
Интерсненько yes
safra2011 25.02.2015, 19:23 #2 -1  
Может, укажешь оригинальную статью на mail.ru, откуда текст скопипастил? А то нехорошо сбивать заводские номера как-то...
Nord_Tramper 25.02.2015, 21:47 #3 +5  
Нажми на "источник" и откроется оригинальная статья.
Hardtmuth 25.02.2015, 18:00 #1 +2  
Интересно
yes
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите или зарегистрируйтесь