Почему 4A Games переезжает на Мальту?

Но сначала пару слов об играх 4A Games. На текущий момент команда работает над тремя проектами.

Первый из них – Metro Redux для PlayStation 4, Xbox One и ПК  уже практически готов и выйдет летом 2014 г. Доработка и обновление Metro 2033 и Metro: Last Light для консолей нового поколения заняла почти 9 месяцев и теперь оба шутера отлично играются с геймпада.

Второй проект – новый шутер во вселенной Metro, кардинально отличающийся от предыдущих частей сериала. Над сценарием работает автор романов «Метро» Дмитрий Глуховский, а действие игры… Здесь мы должны остановиться. NDA запрещает нам выдавать какие-либо детали, но выглядят те эпизоды и технические фишки, которые мы видели в офисе 4A Games, действительно впечатляюще.

Третий проект еще более секретный. Это фантастический шутер про космос с очень необычным дизайном, структурой и идеей. Инопланетные пейзажи просто завораживают – такого мы точно еще никогда не видели. Увы, больше информации о новой игре мы дать не можем.

А теперь собственно давайте перейдем к расспросам про Мальту. Чем приглянулся 4A Games далекий каменистый остров, пристанище рыцарей и «непотопляемый авианосец» времен Второй мировой?


OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Многие знают, что команда 4A Games и ты лично участвовали в Евромайдане практически с самого начала и активно агитировали других украинских разработчиков поддержать протестное движение. И вот теперь, когда Майдан победил, вы решаете уехать из страны. Почему?
На самом деле идея переехать в Европу обсуждается в компании достаточно давно, просто как всегда, то одно, то другое мешало это сделать.

Главная причина переезда – невозможность нанимать в 4A Games иностранных специалистов нужного нам уровня. Мы получали массу предложений от специалистов игровых студий из Франции, Испании, Австралии и т.д.. Они любят Metro, им нравится то, что мы делаем, но… Самое интересное, что они даже готовы переезжать в Украину, но мы отлично понимаем, что в наших условиях энтузиазм у них может очень быстро закончиться. Дин Шарп (на текущий момент генеральный директор 4A Games – прим. ред.) лет пять привыкал к Украине. В итоге мы вынуждены были отказывать всем. Имея же нормальный офис в стране, входящей в Евросоюз, мы сможем привлекать людей отовсюду.

То, что на Мальту с удовольствием приедут специалисты и из США, и из России, показал первый день после анонса новой студии. Когда мы объявили о переезде, наш почтовый сервер чуть не рухнул от числа желающих работать в 4A Games.

Неужели кадров нет в Киеве? У нас мощная игровая индустрия, в которой работают тысячи человек. Сотни сотрудников у Wargaming Kiev, десятки в Ubisoft Kiev, Crytek Kiev, масса средних и небольших компаний, тысячи независимых разработчиков…
К сожалению, из шутеров в Украине можно на текущий момент назвать только S.T.A.L.K.E.R. и Metro, плюс еще Warface, который все же немного иной. Специалисты другого профиля нас пока не интересуют, у них нет того опыта, который необходим нам. И еще раз хочу подчеркнуть, мы не уезжаем на Мальту все, мы открываем западный офис и студию разработки.

Наличие офиса в европейской стране позволит нам в том числе и проще работать с издателями. Когда начались события в Украине, некоторые издатели напрямую говорили нам, что им не очень комфортно давать деньги на разработку в текущих условиях. И это несмотря на то что у нас есть репутация компании, которая выпускает игры и держит свои обязательства.

Ну и третьим моментом стала общая нервозность последних месяцев в Украине. Отдельные сотрудники начали задумываться о том, чтобы переехать за рубеж в индивидуальном порядке. За все время существования студии мы и так потеряли около пятнадцати отличных специалистов, которые уехали на Запад. При этом им нравилась студия 4A Games и то, что мы делаем, а вот страна – категорически нет. Открытием офиса на Мальте мы решаем и такую проблему утечки кадров.

Издатель последних ваших проектов, Deep Silver, помогал вам в принятии решения о переезде?
Сама идея им понравилась. Наш издатель задал нам вопрос: «Не нужна ли вам помощь?». Но от помощи на текущем этапе мы отказались, поблагодарив за такое предложение.

4A_Games_Malta_04

Почему именно Мальта? Все разработчики, которые планируют переезд за рубеж, говорят о Литве, Черногории, Румынии, но Мальта вообще впервые звучит в ключе разработке игр.
Маленький каменный остров когда-то принял программу привлечения IT-специалистов, но в результате у них не появилось никаких команд, кроме разработчиков браузерных игр и интернет-казино.

В итоге правительство Мальты сделало нам хорошее предложение в плане налогов, льгот и прочего. Отличие острова в том, что ни в одной другой стране, кроме, наверно, Литвы, нет программы поддержки IT-инвестиций на уровне правительства. Мы рассматривали в числе вариантов и Литву, обсуждали это с сотрудниками. Но в итоге северная погода сыграла не в пользу Вильнюса.

Ситуация, когда ты работаешь напрямую с послом, с представителями правительства, подкупает. Литва тоже делает нечто подобное, но Мальта еще более компактная страна и решения там реально принимаются быстрей.

Мальта, конечно, не очень броская, не самая красивая, жаркая страна. Влюбиться в нее с первого взгляда крайне сложно. Это в определенном роде закрытый конклав, но при этом стоимость билета на самолет в любую страну Европы из Валлеты всего €27.

4A_Games_Malta_03

Если говорить о закрытости Мальты и о кадровом вопросе. Население острова всего 450 тыс. человек, IT-компаний почти нет. Если в Киеве худо-бедно можно найти художника или программиста на вторые роли, то на Мальте их точно нет. Как будете выходить из этой ситуации?
На Мальте есть хороший университет, но, понятное дело, гейм-дизайн там не преподают. На самом деле кадры начального и среднего уровня для игровых компаний у них имеются, а при работе в сильной команде они быстро вырастут. При этом часть расходов по такому сотруднику берет на себя государство, т. е это взаимовыгодно. Но вообще основная идея в том, что имея сильный костяк, можно сделать сильную интернациональную команду: Украина, Мальта, США, Европа. Должно быть круто.

А если говорить о стоимости жизни на Мальте?
Мальта чуть дороже Киева. Вначале, когда мы ездили знакомиться с островом, нам показалось, что цены в магазинах в полтора-два раза выше киевских. Но местная украинская диаспора уже рассказала нам, что в туристическом районе цены, конечно, выше, а в целом по стране почти такие же как в Украине. По ценам же на жилье Мальта даже дешевле Киева.

4A_Games_Malta_02

Сколько человек из 4A Games готово ехать на Мальту?
В 4A Games сейчас 75 сотрудников. В первой волне на Мальту едут 33 из них. Суммарно же, с женами и детьми получается 70 человек.

Мы общались и коллегиально, и лично с каждым сотрудникам. Объясняли, что это серьезный момент, нельзя уехать в другую страну, чтобы через несколько недель попроситься обратно. Понятно дело, заставить человека жить там, если ему не понравится, никто не сможет, но решение надо принимать взвешенно.

У нас тут на фирме целый бум оформления отношений по этому поводу. Кто-то, кто уже давно не живет с женой, наконец-то занялся разводом. Кто-то, кто многие годы состоит в гражданском браке – спешно женится и т.д. Все вопросы с семьями, женами, детьми, школами, квартирами мы решали и продолжаем решать. Школы – это один из самых важных вопросов, но, как говорят нам те же местные украинцы, особой проблемы нет, везде английский, дети адаптируются очень быстро, школы там хорошие.

Остающиеся в Киеве 37 человек не хотят ехать принципиально?
Некоторые говорят, что поедут во второй волне, когда мы уже там адаптируемся. Некоторые просто не могут уехать – больные родители, какие-то обязательства и т.д.

Планируем поставить в обоих офисах телевизоры с постоянно запущенным Skype, чтобы можно было в любой момент подойти и пообщаться вживую. Понятно, что в первый месяц у нас будет коммуникационный ад, но думаю, мы решим и технические и человеческие проблемы, в конце концов, удаленная работа сегодня ни для кого не новость. У нас вот лид-программер в США работает, и ничего.

4A_Games_Malta_01

Как твоя семья отнеслась к переезду?
Сначала жена обрадовалась, но когда увидела Мальту, немного сникла. Там вся страна, особенно старые районы городов, очень зажатая, места мало, к этому надо привыкать. Но через пару дней все становится на место. Море клевое, воздух свежий, люди нормальные, еда вкусная.

Переезд такого количества людей в другую страну все-таки процесс затратный. Кто берет на себя расходы – издатель, вы сами? Во сколько вам обойдется открытие новой студии и перемещение персонала?
Используем свои средства. Мы оплачиваем переезд и первый месяц арендной платы за квартиры. Потом уже сотрудники могут сами решать, оставаться ли в той квартире, которую ему сняла фирма и платить за нее самостоятельно или искать что-то меньше, больше, в другом районе и т.д.

Всего наши расходы выходят на уровень $300 тыс. Но при этом за тот же офис надо заплатить за год вперед, есть и некоторые другие «длинные» расходы.

Зарплаты останутся на уровне киевских или их придется повышать из-за другой цены жизни на Мальте?
Мы повышаем зарплаты в связи с новым проектом и киевскому офису, и мальтийскому. Какие-то поблажки для людей, которые переедут, будут, но это будут не принципиальные вещи. То есть мы не доплачиваем людям за то, чтобы они переехали на Мальту. Все по желанию сотрудников – нравится жить в Украине, оставайся здесь, хочешь попробовать что-то другое, добро пожаловать на Мальту.

4A_Games_office

Офис 4A Games в 300 метрах от моря

Офис с видом на море уже сняли?
Да, офис уже сняли, правда, без вида. Очень классный офис в трехстах метрах от моря, надо спуститься вниз по улочке. Там нам нужно делать сразу все – офис, рабочие места, компьютеры, сервера. Часть оборудования повезем отсюда. Нам даже говорили – ни одна крупная игровая студия еще на такой серьезный переезд, как вы, не решалась.

Не получится, что работа в таком месте, в таких условиях станет для сотрудников отпуском, все расслабятся после Киева?
Есть такое мнение, но у нас целеустремленная команда и, надеемся, с такими проблемами мы справимся.

Вы покидаете Украину навсегда?
Мы рассматриваем открытие офиса на Мальте именно как расширение компании на Запад, еще одну студию разработки, а не переезд из Украины. В какие-то моменты в январе, когда никто не верил в победу над Януковичем, был некоторый фактор мрака, нежелание оставаться в этой стране. Потом, когда Майдан победил, мы воспрянули, но, когда началась война на Востоке эйфория опять прошла. Хотя я все еще надеюсь, что все у нас в стране будет хорошо. Мы не прощаемся с Украиной.

Спасибо за рассказ, Андрей. Надеемся, вы не потеряете связь с Украиной и нам еще удастся пообщаться живьем. И удачи с двумя новыми проектами, мы, как игроки, очень заинтересованы в их успешном завершении и скором выходе.


P.S. Когда материал верстался, стало известно, что этим летом студию на Мальте открывает еще один разработчик с мировым именем, британская Codemasters. 4A Games на Мальте будет явно не одиноко. Где есть две игровых студии, там скоро может появиться и пять, и десять.

Источник | Категория: Разное | Добавил: FanG Теги: Мальту?, Games, почему, 4A, на, переезжает
Коментарии
Outpostsever 12.06.2014, 12:24 #11 +7  
Чё нравится жить и работать в мирном райском месте, а собственную Родину превратили в руины и рассадник насилия.
аватар отсутствует
SERЫЙ 12.06.2014, 01:16 #10 0  
Наивный шо ... Сам же все выложил и думает красиво слинять.
Singapur 08.06.2014, 12:05 #5 +3  
Наивности сколько в них было, Боже.
аватар отсутствует
Ren3gen 08.06.2014, 09:25 #4 +2  
Что-то я не удивлён.(с)
бур 07.06.2014, 23:31 #2 +4  
Что-то мне подсказывает, что игра про космос будет напоминать самую первую концепцию Oblivion Lost, то есть про путешествия в пространстве между планетами и про пирамиды ацтеков. Над ним, вроде бы, прежде чем концепция изменилась в пользу сталкера, сначала работало несколько человек, которые потом перейдут в 4A Games, после увольнений из GSC Game World.
kot_da_Vinci 08.06.2014, 04:22 #3 +5  
Это на поверхности, по сути, при всем моем уважении к серии метро, Прохоров с командой не создали по настоящему новой идеи за это время, они использовали компиляцию старых.
бур 09.06.2014, 07:52 #6 0  
Зато благодаря Прохорову сталкер стал игрой не про космос и звёздные врата, а про Чернобыльскую Зону.
shchus 09.06.2014, 14:14 #7 +4  
Может благодаря Сытянову? Идея Сытянова была про Зону.
shchus 09.06.2014, 14:15 #8 0  
Он наоборот взял идеи и слизнул куда подальше от GSC.
shchus 09.06.2014, 14:17 #9 0  
Ты похоже не смотрел видео-интервью Алексея Сытянова "Вся правда о STALKER 2 - Шпиль".
kot_da_Vinci 07.06.2014, 20:55 #1 +2  
Кстати будучи военнообязанным, гражданин Прохоров всячески уклоняется.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите или зарегистрируйтесь