Жекан о сталкерском моддинге (Интервью)

На вопросы корреспондента AP-PRO.RU согласился ответить создатель модификаций «Золотой Шар» и «Выживший. Побег из Зоны». Нам удалось узнать его мысли о текущем положении Сталкерского моддинга и о том, почему модмейкер решил завязать с созданием модов. Одной из важных тем нашей беседы стал вопрос о критике игроков в адрес модмейкеров: какая действительно двигает разработчиков вперед, а какая напротив мешает работе над модификациями.



- Добрый день, Жекан. Меня зовут Дмитрий.

Рад возможности с Вами поговорить, ведь вы автор мода «Золотой шар», который меня очень даже впечатлил. Без шуток. Но разговор сегодня, конечно, будет не о нем, а немного о другом. Начать хотелось бы со знакомства — кто вы, ваше имя и коротко о себе, если это не секрет, конечно.


- Доброго времени суток. Очень приятно, меня зовут Евгений. Имею высшее и среднее образования (оба технические, я энергетик). В данный момент живу и работаю в городе Минск. Родом с Украины, уехал оттуда 4 года назад.

Недавно, так сказать, разменял четвертый десяток. Увлекаюсь историей(читаю статьи, исследования, посещаю музеи и некоторые памятники архитектуры средневековья в РБ и за границей), чтением классиков, рыбалкой, немного спортом. Имею дачу, люблю работать на свежем воздухе, что-то строить, ремонтировать. До недавнего времени увлекался моддингом на Сталкер, теперь же "переквалифицировался" в категорию потребителей сего продукта, пишу отзывы на свежие модификации, смотрю видеообзоры.



- Интересно! А почему случился такой поворот - из разработчиков в "потребители"?


- Во-первых, это то, что я не смог определить для себя то, в чём будет заключаться "изюминка" моего следующего мода. В «ЗШ» таковой был новый объемный сюжет со скрытым смыслом, в "Выжившем" - оригинальная система выживания и рандомных квестов. Какое новшество сделать для следующего проекта, я так и не придумал.

Была одна идея, которая вроде-бы не встречалась нигде до этого, а именно: игра не за одного персонажа, а за нескольких (на выбор), т.е. перед очередным рейдом за границы базы мы должны были выбрать, каким персонажем пойдём. У каждого из вариантов были бы свои, отличные от других характеристики и преимущества, например, был бы медик, который более эффективно применял бы аптечки и мог бы их крафтить из другого лута, был бы охотник, который более удачно отстреливал бы мутантов, а был бы наёмник, лучше сражающийся против людей и владеющий боевыми навыками и т.п. В ходе сюжета нам пришлось бы пожертвовать некоторыми из этих характеров и в зависимости от этого получить ту или иную концовку. Такая вот, была интересная задумка и скорее всего мне удалось бы её реализовать, но дело в том, что я просто стал терять интерес к этому занятию вообще.

Возвращаюсь к факторам, из-за которых я "завязал". Как было сказано выше, это кризис идей, связанный с особенностями целевой аудитории. Да, конечно, можно было просто сделать какой-то чисто сюжетный мод для ЗП, без особых геймплейных наворотов, но я не захотел так поступать. Такой у меня стиль: каждая работа должна иметь оригинальную деталь, которой она будет отличаться от других и главное - которой она запомнится игрокам. Оригинальность - залог успеха.

Почему я упомянул целевую аудиторию (игроков)? Дело в том, что в последнее время люди стали оценивать моды комплексно, т.е. не за то, на что делал акцент автор, а по принципу рецензий на совреме1нные игры от профессиональных студий. Идёт оценка по категориям: за графику, за звук, за модели и т.п. Взять чисто сюжетом, как мог бы сделать я, не получится, ибо тогда мод раскритикуют за старый оружейный пак, плохие текстуры скайбоксов, отсутствие новых погодных эффектов и прочего, - вся работа пойдёт насмарку и мод не получит оценки выше 3 баллов.

Работать же по всем направлениям я не могу физически: невозможно быть и художником, и звукорежиссером, и моделлером, да ещё и начинающим литератором одновременно. Тем более, что команды у меня никогда не было и набирать такую я не стал бы: хватит с меня опыта работы в OGSE-team, я насмотрелся там на то, что называется "добровольное участие". Стоять с нагайкой над душой - не моё.

Вторым фактором стала бесперспективность. Конечно, придумывать истории на сталкерскую тематику довольно интересно, это может приносить удовольствие и этим можно даже жить, если уделять всё свободное время. Однако я задал себе вопрос: "ты уже столько лет занимаешься моддингом, что тебе это дало?"

Вряд-ли что-то существенное. Удовольствие от осознания того, что людям нравится твоё творчество? Да, было немного, но оно было нивелировано негативом от других пользователей. Что ещё? Что взамен на сотни потраченных часов и сожженных нервов? Ничего по большому счёту.

Не так давно я выяснил, что даже таким талантливым разработчикам, как Дезодор из команды "Lost Alpha" или Сяк из "NLC-team" это тоже ничего не дало, ни в материальном, ни в профессиональном плане. Не позвонили Дезодору из GSC и не предложили участвовать в разработке второго Сталкера, как был он скромным офисным работником, так и остался. Это, кстати, информация проверенная, почти от первых лиц. Как вообще это хобби, под названием "моддинг" может положительно повлиять на ваше будущее? Скорей всего никак. Ну научитесь вы немного лучше работать в фотошопе или редакторе 3-D моделей... И что? Всё равно это будет далеко не профуровень, на работу в IT-фирму вас с таким портфолио не возьмут. Лично я для себя решил, что хватит убивать на это время, и так слишком много потрачено. Вообще, моддингом занимаются или молодые люди(17-25 лет) или же пожилые(за 50), то есть те категории, которым всё равно на что тратить своё свободное время. Мне уже не всё равно, я вышел из этого возраста.

Третий фактор - это бесперспективность самого моддинга как явления. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Игровая индустрия развивается бешеными темпами, не только на программном, но и на аппаратном уровне. Новые игры выходят уже по несколько штук в год, каждая студия пытается похвастаться новыми оригинальными решениями в геймплее, графике, прочем. Что здесь общего с моддингом, спросите вы? Целевая аудитория. Это, знаете ли, как в рыночной экономике: растёт предложение, повышается и спрос. Растёт планка качества игр - повышаются и критерии оценивания этих игр со стороны игроков. Это естественный процесс. Но что может предложить нам моддинг на Сталкер в плане именно прогресса, развития идей? Переход на новый движок? Так это будет уже не сталкер, к тому же мероприятие это, имхо, очень сложное. Какие-то новые геймплейные, графические решения? Сетевое совместное прохождение? Нет, этого всего не будет, потому что модолелы, незаметно для себя, упёрлись в "потолок" своих скромных возможностей.

Модификации будут выходить раз за разом, но это будут обычные "проходнячки", вроде этих мини-модов на ЗП, что были в последнее время. Люди станут играть и оценивать по принципу, о котором я писал выше и что? Какая модификация похвастается качественной многоголосой озвучкой(не подростковой!), проработанными анимациями(не из оружейного пака для ЗП), оригинальными локациями, моделями, сюжетом не про потерявших память наёмников? Такие вряд-ли предвидятся.

То, что любительские команды способны на продукты профессионального уровня - это абсурд по определению. Кто позволит себе основать и содержать свою личную мини-студию(как говорят на западе "инди"), нанять настоящих профи, контролировать их ежедневно, платить им достойные деньги? Вряд-ли в СНГ найдётся такой благодетель, а на западе тем более. Да и вообще, делать всё это ради мода(!) не станет никто.

По моему скромному мнению, моддинг как явление, доживает свои последние годы именно по причине такого вот несоответствия. Запросы возросли многократно, а предложение увы, буксует на месте. Чем это всё закончится? Расцвет критики, кстати, тоже укладывается в эту картину, ибо это продукт тех самых выросших запросов(что естественно, повторюсь). Это кризис и он не за горами.

Вот почему я забросил моддинг.



- Замечательный ответ, Евгений! И больше всего меня интересует последняя его часть, так как это и хотел сделать основной темой беседы. Вообще, ситуация довольно интересная: игра сталкер обросла феноменальным количеством модов. Т.е игра развивалась сама в себе, с помощью фан сообщества. Это продлило жизнь игры, потому как без этого про Сталкер бы уже все забыли давно. Но вот сейчас... Как вы верно заметили - потолок. В связи с этим, как по вашему, есть ли шанс дать новый толчок, новую жизнь игре и модам Сталкера? Удивить игроков и не только?


- Как я уже писал ранее, ключ к успеху - в оригинальности. Если достигнут потолок, то ведь есть ещё варианты движения в стороны. Посмотрите, какими решениями завлекают последние новинки игростроя: открытые миры, новые боевые системы, геймплейные режимы, прочее. Но опять же, для того, чтобы реализовать что-то радикально новое именно на движке X-ray engine, нужно обладать недюжинными способностями и многими другими ресурсами, к примеру, массой свободного времени или неким финансовым стимулом. Ведь были уже попытки сделать что-то подобное: сталкер на движке какой-то стратегии, на базе игры Crysis, Unreal и прочих. Существенных результатов это не принесло, как видите.

Ещё раз повторюсь: ни на хорошем сюжете, ни на крутых модельках и озвучке от каких-то малоизвестных актёров, ни на локациях, современные мододелы не выедут. Вот сейчас, например, разрабатывается проект "Ray of hope", где обещают совместную игру по сети. Если эта "фишка", допустим, не выгорит, то больше ничего стоящего на арене современного модостроя я не вижу. Все эти "Камни преткновения", плохие и хорошие "контракты", стодесятые "Арсеналы" и стодвадцатые "долины аномалий" ничем по большому счёту друг от друга не отличаются. Я так предполагаю, что закат современного модостроя примерно совпадёт с выходом Сталкер-2 (если он выйдет, конечно) по той причине, что в нём по-любому нам представят что-то радикально отличное. Аудитория с удовольствием примет новую концепцию и 90% игроков "уплывут" в неё, забыв раз и навсегда о Сидоровиче, Меченом и Дегтярёве. Всё-таки профессиональная компания, а не группа мододелов. Это важно. Правда ещё неизвестно, насколько сильно их продукт будет загрязнён национализмом.

Возможно, новая платформа не уничтожит современный модострой, а скорее превратит его во что-то иное, совершенно не похожее? Ведь если Сталкер-2 будет базироваться на новом, более совершенном движке, то и возможностей у людей станет больше, но вместе с этим, сам процесс и "оболочка" модостроя изменятся кардинально. Впрочем, это всего лишь теория.


- Тогда спрошу про другое: возможен ли на базе модостроя создать открытый проект, этакий "опенсорс-проект"? Лучшие разработчики собраны в одну команду и работают над совершенно новым проектом, который сохранит всю сталкерскую атмосферу? Финансирование через краудфандинг? Выше мнение по этому поводу?


- В принципе, можно, но не стоит забывать про авторские права GSC. То есть если найдутся такие одарённые люди, которые задумают что-то подобное тому, что вы сказали, то делать им придётся уже не Сталкер, а что-то околосталкерское. Например, про постапокалиптическую Европу или землян, которые прилетели на планету, умирающую после ядерной войны.

Сеттинг можно подобрать похожий (как в случае с Метро-2033), но уже использование слов "сталкер" или "Зона отчуждения" будет недопустимо, ибо, если не ошибаюсь, на них тоже распространяются права GSC. Нельзя будет использовать модели из трилогии, звуки, текстуры ну и движок, разумеется. То есть этим добровольцам по сути предстоит создать новую игру. Не могу сказать точно, приравнивается ли "финансирование через краудфандинг" к коммерческому использованию, но если так, то всё вышеперечисленное придётся учесть.

Идея "собрать всех лучших и сделать мод всех времён" кажется мне утопией. Она имела бы смысл, если бы, опять-же это действие носило системный характер (кто-то основал инди-студию и пригласил туда лучших мододелов), но по вышеуказанным причинам, это невозможно.


- Пожалуй, к тому, что вы сказали можно добавить еще и то, что нужен лидер, маяк, человек неординарный и с характером?


- Да, лидер нужен всегда, потому что если команда состоит из добровольцев-энтузиастов, то существует большой риск того, что начнётся разброд и шатание. Подобное я наблюдал в OGSE. А лидер должен быть кем-то вроде администратора, не сколько занимающегося разработкой, сколько контролирующий её посредством личного вмешательства, требовательности.



- Вот что меня еще интересует - критика, она помогает автору мода или наоборот - мешает?


- По поводу критики. Несомненно, она нужна. Но если вы имеете в виду т.н. "конструктивную критику", которой так любят заниматься некоторые студенты и менеджеры среднего звена, заседающие на портале ap-pro, то спешу вас огорчить - это совсем не то, что нужно.

Что такое "конструктивная критика" по своей сути? Это совокупность замечаний, которые имеют ценность для объекта критикуемого, т.е. указывающие на его недостатки, - не более. Всё остальное - шелуха. Что же мы видим на форумах портала и в разделе "рецензии"? Что угодно, но только не то, что поможет разработчику понять его ошибки. Рецензии это вообще отдельная тема - там люди просто соревнуются в ядовитости и графомании, сдвигая акцент помощи разработчикам далеко в сторону. Ещё раз повторяю: рецензии на ap-pro не несут практически никакой конструктивной ценности! Они направлены в основном на самоутверждение и самопроявление рецензентов, т.е. пользователей.

Это, кстати, глобальная тенденция и проблема не только ap-pro, помнится на AMK-форуме меня долго подкалывали местные "завсегдатаи", соревнуясь друг с другом в иронии и ёрничестве по поводу ошибок и багов, найденных ими в ЗШ. Когда же я не выдержал и впервые огрызнулся на одного такого деятеля (спустя полгода), меня торжественно занесли в ранг "зазвездившихся и чсв-шников". И что сильно меня удивило, подобное отношение я почувствовал даже со стороны тамошней администрации. Увы, АМк уже не тот.

Сталкивался ли я с действительно конструктивной, полезной критикой? Разумеется. Когда я вёл разработку "Золотого шара" и "Выжившего", мои помощники-тестеры регулярно поставляли мне детальные отчёты о вылетах, багах и грамматических ошибках, за что им огромное спасибо. Это были информативные, содержательные и лишенные эмоций отчёты, это и была, чёрт побери, конструктивная критика, потому что она мне помогла! А те опусы, которые строчат деятели в "рецензиях" не стоят и хвоста чернобыльской крысы.

Приведу ещё один пример. Не так давно вышла глобальная модификация «Dead air». Сразу же после выхода её захлестнул шквал глупой критики. Признаюсь, я следил за развитием событий и мне это очень сильно не понравилось. Узнав, что автор даже попросил убрать свой мод из "рецензий", я решил немного поддержать его, написав в личку, что разделяю его видение Зоны и посоветовал не забрасывать проект. Человек поблагодарил за поддержку. Спрашивается: кто больше сделал для мода: "конструктивные" со своим негативом или доброжелательный я?

Пользуясь случаем, хочу обратиться к этим самым "конструктивным критикам". Уважаемые, вы являетесь грамотными, в большинстве своём неглупыми людьми. Поймите одно: авторы модификаций в вашей критике не нуждаются. Хотите покритиковать - записывайтесь в тестеры и пишите баг-репорты сколько душе угодно. Не разбираетесь в моддинге? Так какие же вы тогда конструктивные? Вы просто критики, а значит ценность вашего мнения для разработчика практически нулевая.

Я понимаю, что вам доставляет удовольствие заниматься подобным паразитированием, возможно даже, вы считаете, что делаете благое дело, но помните, что негатив порождает негатив. Никакой паразит никогда не сделал организм своего носителя здоровее.

Итог: критика, несомненно, помогает, но только если она действительно "конструктивная", т.е. лишенная эмоций и личных мнений.


- Разделяю вашу точку зрения. Даже и добавить нечего к вашему высказыванию. Однако, внесем немного позитива. Вот что мне хотелось спросить: есть что-то положительное в процессе создания своего мода? Расскажите об этом.


- Создание мода это творчество, саморазвитие. Для творческих людей важнее всего то, понравится людям их труд или нет. Именно поэтому любой автор старается вложить в своё детище всё самое лучшее, что он знает и может.

Осознание того, что ты старался не зря, и люди восприняли твой продукт положительно - это очень сильный стимул, на этом и держится ведь модострой, да и народное творчество вообще. Я думаю, что похожие чувства переживает писатель, когда получает письма с благодарностью от читателей. Как писал Козьма Прутков: "Поощрение столь же необходимо писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза".



- Что же, Евгений, Вы подробно разложили все по полочкам. И теперь просто хотелось бы подвести краткий итог нашей беседы - кризис в сталкерском модострое есть? И есть ли пути его решения? Коротко если можно.


- Общий кризис не за горами. А что наблюдается конкретно в данный момент, так это кризис идей. Особенно это касается сюжетов. Все придумывают истории стандартные, как боевики 90-х: есть хороший парень ГГ, есть плохие парни - его противники, так давайте устраним всех плохих, чтобы стало хорошо. И обязательный хеппи-энд в конце. Все перипетии, сквозь которые проходит герой в процессе значения не имеют, потому что являются лишь ширмой, декорациями. Зачем плодить такие вот однотипные истории? Даже если взять любой мод из топ-15 сайта, его сюжет будет вполне подходить под эти лекала. Я считаю, что это и есть кризис, потому что именно в плане сюжетной составляющей развитие почти отсутствует.

Разве не интересно было бы придумать историю, где мы играем не за хорошего парня, а за плохого? К примеру, в роли бандита противостоим сталкерам. И не просто перевернуть всё с ног на голову, а использовать этот приём для выражения каких-то мыслей, например, что зло порождает зло или не каждую проблему можно решить быстро и чисто. Наш бандит может раскаяться в процессе сюжета, а может и наоборот, озвереть ещё больше, что приведёт к негативным последствиям.

Или, к примеру, можно затронуть какую-то актуальную для нынешнего времени тему. Скажем, религиозный фанатизм или фанатизм вообще. Скажем, мод про первых разведчиков на севере Зоны(Затон, Юпитер, Припять). Давайте немного пофантазируем и попробуем сочинить историю "не по лекалам":

Сталкеры приходят в эти места и видят, что здесь промышляют монолитовцы. Фанатики берут их в плен, но вместо казни проводят с ними церемонию "промывки мозгов", рассчитывая на то, что им попадётся сталкер со слабой психикой или слишком впечатлительный, внушаемый человек... Допустим, их приводят на обряд демонстрации духовной силы, где местный религиозный лидер прямо перед толпой сначала убивает выстрелом в голову послушника-добровольца, а затем... оживляет его! (это, кстати, можно подать в виде кат-сцены).

Конечно, всё это будет лишь спектакль, но на пленников впечатление произведёт. Или по мановению руки тот-же лидер заставляет другого послушника прыгнуть в аномалию - "сила внушения сильнее оружия, - скажет он пленникам, - присоединяйтесь к нам!" Допустим, кто-то из пленных соглашается(его посвящают в послушники), кто-то нет(их сразу-же казнят). Среди последних и будет наш герой, выживший чудом, а среди первых - его, допустим, брат или старый друг. Появляется мотив - месть. В процессе противостояния с фанатиками, к примеру, выясняются следующие вещи: энергия монолитовцев никаким техногенным фактором не поддерживается, все они люди, очутившиеся в Зоне по причине душевного кризиса, депрессии, личной трагедии, потери смысла существования... А духовный лидер - просто хороший психолог, человек, который все подобные изъяны хорошо чувствует и этим пользуется.

В конце-концов добравшись до этого проходимца, мы уже готовы уничтожить его, но он говорит нам: "убьешь меня - убьешь и себя! Ведь это я сделал тебя, дал тебе стимул к существованию, поселил жажду мести в твоей душе. Не станет меня - и твоя жизнь будет бессмысленной, потому что до прихода сюда ты был никем - бездомным бродягой, нищим... Теперь у тебя в руках власть над собой, шанс стать нужным хотя-бы кому-то. Воспользуйся им! Выпей это лекарство и забудешь всё, что было до этого".

Убиваем антагониста - послушники разбредаются, мы уходим из Зоны во внешний мир, где бомжуем и спиваемся. Не убиваем - становимся рядовым послушником с промытыми до конца мозгами.

И никаких хеппи-эндов! Вместе с тем раскрыта тема смысла жизни(есть зачем жить, если ты кому-то нужен), фанатизма и сектанства(промывке мозгов подвержены в первую очередь люди, терпящие кризис).

Этот короткий сюжет, который я придумал, вполне можно реализовать на платформе Зова Припяти, используя все имеющиеся в игре ресурсы. Но ведь проще заспавнить каких-то наёмников или таскать доки из лаб... 

Пути выхода из этого кризиса есть. Авторам модов нужно больше читать, но не всяких там Гарри Поттеров и фэнтези, а классиков литературы, таких, как Азимов, Лем, Ефремов, Уэллс, Хайнлайн, Стругацкие - от фантастики или Хэмингуэй, Ремарк, Воннегут, Толстой - от классической литературы. Хорошие книги, одним словом. И, конечно, расширять кругозор. Спасибо за внимание!


- Вот такая вот беседа друзья. Серьезная и актуальная на мой взгляд. Всего доброго, друзья и до скорой встречи на портале AP-PRO!

Всем удачи.


Беседу проводил Дмитрий Джуган.


AP PRO, 2018 г.

Категория: Интервью | Добавил: Аdmin | Просмотров: 6029
Коментарии
Dima90dmb 08.09.2018, 17:41 #73 0  
Умный мужик, и вещи правильные говорит.
Ирвин 08.09.2018, 15:28 #72 0  
Жаль конечно, а я до этого интервью надеялся что Жекан слегка доработает Побег из зоны, добавит новые квесты (в ветке мода когда- то об этом писал), не судьба видимо.
stalker00 05.09.2018, 16:31 #71 +2  
Почитал и стало грустно.Во многом я согласен с Жеканом.Кризис идей для сюжетов,критика не по делу и так далее.Но все это лирика.А теперь конкретика.Критики,которые высказываю свое мнение на уровне детсада "ой не понравилось".......и все были,есть и будут.Критики,которые пытаются переходить на личности,тыкая авторов модификаций в ошибки и которые считают,что их мнение "ну самое верное,самое правильное",но которые не предлагают других решений( например,не понравилось что-то конкретно,а можно было сделать по другому) тоже были есть и будут.По поводу удовлетворния от создания модификаций.Если кому-то мало морального удовлетворения от сделанной работы,а хочется еще что-то получить за потраченное время,что мешает выставлять свои модификации на донат?.Или,к примеру,вот старались авторы Лост Альфы,автор NLC ,а никто не позвонил ниоткуда.А что мешает Вам,уважаемый Жекан,самому попытаться связаться с господином Григоровичем или разрабами Метро,предоставить в качестве резюме свои работы.И кто знает,возможно Вас заметят.Как говорится,пока не попробуешь,не узнаешь.По поводу кризиса идей.Что мешает сделать следующий финт,как говорится.Взять локации Лост Альфа как основу,доработать их и перевести на движок Зова Припяти?.Тем более,что сколько раз и здесь на форумах и на других сайтах много раз читал примерно одно и тоже:"задолбало бегать по одним и тем же локациям оригинала или билдовским локациям,вот бы на локациях Лост Алфа НЛС 7 или тот же Золотой шар",ну и так далее.Представьте себе:локи Лост Альфы,доведенные до ума+графические навороты по типу тех,которые в Дед Аир.Да еще и на движке Зова припяти.Возьмите за основу слитые диздоки Сталкера 2,сделайте свое виденье данных материалов и разверните сюжет( еще раз повторюсь) на доработаннных локах Лост Альфы.Но если Вам проще уйти,забросить модинг,что же,это Ваш выбор.Очень жаль.
GohaMeister 04.09.2018, 22:36 #70 -3  
Спорить не буду, но первой части похоже, на кризис среднего возраста и нытье, что не получилось выйти в люди на моддинге. Понятное дело, что с вросратсом думаешь о деньгах чаще, потому как дети, карьера и тп. Но прежде чем обижаться, что не авшло, нужно было ответит на вопросов еще в начале себе "А зачем мне это надо?" Задаваться этим вопросом потом и плакать уже бредово. Ничего против не имею, но это с моей точки зрения не верно.
astronom 03.09.2018, 22:24 #69 +2  
Хорошо сказано, удачи ему.
Nikasik228 01.09.2018, 20:07 #68 +1  
Ушёл мододел столетия... Всегда буду помнить его шедевры!
Надеюсь в жизни у него всё сложится отлично! sad
ugrum-75 01.09.2018, 14:05 #67 +2  
Точнее не надо искать метафоры в банальностях типа "плохо делать зло".
ugrum-75 01.09.2018, 14:03 #66 +5  
Жекан явно не понимает разницу между словами "оригинальный сюжет" и "экстравагантный сюжет". И от этого весь его кризис "непонятого творца". Могу ему лишь посоветовать меньше любить свои творения и быть более рассудительным в выстраивании сюжетов. Не выдувать из пальца псевдо-философию и искать метафорические смыслы в пустоте.
TEKTON 30.08.2018, 21:18 #59 0  
Прекрасное интервью!
Всё чётко и честно.
Кризис налицо. sad
Евгений привет тебе из Минска smile
progkuchumov 30.08.2018, 17:52 #57 +3  
Человек, который недавно высмеивал, совершенно беспочвенно, моды Зауруса, говорит о неконструктивной критике со стороны сообщества... Слова правильные, но им надо ещё самому соответствовать.
Батончик 31.08.2018, 09:03 #62 0  
Ну почему беспочвенно? Ведь УЗ как раз подходит под примитивный шаблон, описанный Жеканом в интервью: крутой непобедимый ГГ, банда плохишей и никакого внутреннего смысла. Нет ничего удивительного в том, что он его малость подколол за такую примитивность сюжета в его-то возрасте(Заурусу за полтинник, между прочим, мог бы и посеръезней чего сочинить).
Timofey 30.08.2018, 15:46 #56 -6  
Тоесть "Выживший" Возвращения в зону не будет ? Фух слава богу.
ХЕМУЛЬ 30.08.2018, 00:21 #52 +10  
Жекан, спасибо тебе большое за очень весомый вклад в сталкерскую культуру в целом, твои работы не похожи ни на что, они оригинальны, необычные, настолько легко вписываемые в каноны Зоны, как будто читаешь книгу с иллюстрациями))) Ты в своем интервью уже дал идеи на несколько модов вперед. Настоящие сталкеры понимают и ценят твои работы. Если надоело заниматься модами, возможно у тебя получиться написать неплохую книгу, я думаю творческого кризиса у тебя в этом плане не будет, так что ждем в будущем твои работы!!!
67danzvyaginec 29.08.2018, 16:27 #51 +9  
самое печально - что Жекан прав. во всём. о критике, о "потенции" идей и т.д. Куда смешнее на этом фоне выглядит сюжет, который он придумал за пару минут и он выглядит лучше, чем последние 15 модов(приблизительно). Он был бы тем, кто вытащил моддинг, но вместо помощи раскрыть потенциал его травили "юмористы - критики" и вот результат. честно, его мод я ждал сильнее всяких Ray of hope, контрактов и секторов и т.д., ведь после его мода есть о чём подумать, о чём-то философском, а теперь - едва ли. Спасибо за всё, Жекан
Bready_Bread 29.08.2018, 00:47 #50 +5  
Ну, не знаю. Я не против короткометражек или тех же сюжетных модов на ЗП без всяких новоротов. Да, единственная проблема большинства - отсутствие оригинальности: избитые завязки, сценарные ходы, ГГ, который потенциально воспринимается, как супергерой, который в одиночку наваляет отряду из 20-ти человек. Насчёт "хэппи-эндов", то не вижу в них ничего плохого. Как игроку, мне хочется видеть хорошую (или хоть где-то или немного оптимистичную) развязку того, на что я убил своё время. biggrin
Tormentor 29.08.2018, 00:43 #49 0  
""Сталкер" или "Зона отчуждения" будет недопустимо, ибо, если не ошибаюсь, на них тоже распространяются права GSC"-с каких это пор,на произведение Стругацких("Пикник на обочине")распространяются права GSC?В целом согласен с Жеканом-на общественных началах ничего выдающегося не разработаешь.Хотя и тут бывали приятные исключения из правил,как "ФОТОГРАФ","Тайные Тропы" или та же Лост Альфа.Но это скорее исключения из правил которые только подтверждают общее правило.А так да,большинство модов-однодневки:один раз прошел и забыл.
Dreyyy 28.08.2018, 09:30 #47 +4  
Ну не знаю, Евгений... Помойму, моддинг - чисто хобби. Занимаешься чисто в своё удовольствие. Не понял про какие потолки идёт речь, кто эти потолки придумал?
p.s. Спрос рождает предложения. Этому учат любого первокурсника экономического факультета, не нужно пытаться умничать в сфере, где не разбираешься. Не в обиду, просто задело sad
Й0DOMARИN 27.08.2018, 17:12 #45 0  
Высказывания про хэппи-енды - очень уважаю и поддерживаю, слишком надоело, слишком нереалистично. Наверное, единственный хороший и лучший хэппи-енд был в фильме 1+1. Остальное примитивно и предсказуемо. Евгению большой респект, минимум за ЗШ, приравниваю его к таким модам, как Фотограф и ТТ.
chigil13 27.08.2018, 17:25 #46 +2  
Либо ты не играл в мод Смерти вопреки послушник, либо ты вообще понятия не имеешь о чём говоришь, поиграл в пару модов и выводы делаешь. Поиграй так же в мод Тёмное время, а то ваши претензии о супер добром ГГ вообще тупо выглядят на этом фоне! wacko
XaKeR89 26.08.2018, 23:31 #44 0  
Было ведь вроде бы уже интервью, разве нет?
avernik 26.08.2018, 14:31 #38 +9  
Очень "зацепили" слова Жекана о "бесперспективности самого моддинга как явления".
К автору этих слов (и одновременно автору известных модов) я отношусь с должным уважением, которое он справделиво заслужил своим трудом.
Хотелось бы поразмышлять о проблемах моддинга несколько отвлеченно, чтобы на уровне ассоциаций сложилась общая картина и сами размышления не "утонули" в тех или иных конкретных деталях.
При восприятии позиции автора интервью по моддингу: "ты уже столько лет занимаешься моддингом, что тебе это дало?" вдруг возникла ассоциация со старенькой песенкой В.С. Высоцкого "На дистанции четверка первачей (_http://www.megalyrics.ru/lyric/vladimir-vysotskii/na-distantsii-chietvierka-piervachiei.htm)", а именно следующие строки: "Он стратег, он даже тактик, словом - спец,-
Сила, воля плюс характер - молодец!".
Как известно из классиков - люди делятся на две категории. К одной принадлежат люди, которые любят кататься на велосипеде и делают это хорошо и с удовольствием. Ко второй принадлежат люди, которые любят ремонтировать велосипед и придумывать для него различные заковыристые усовершенствования, и также отдаются самозабвенно этому делу. Сам процесс езды на велосипеде их практически не волнует. Обе категории заслуживают уважения, и сравнивать их по "качеству" или каким-то иным признакам неуместно.
Похоже, что к этой, второй категории относится и автор интервью.
Лично я отношусь к первой категории, той что "любит кататься". Да, просто сесть в седло, оттолкнуться одной ногой от дороги и легко ехать вперед, не ощущая самого велосипеда, просто наслаждаясь самим процессом езды и окружающими видами. Для этого и нужно-то всего - простой и надежный велосипед. Покатался, приехал домой, привел велосипед в порядок и забыл его до следующего раза. Но людям ведь неймётся. Чего только не напридумывают, "улучшая" бедный велосипед. И седло сделают лежачее, чтобы лежа можно было ехать, и колеса предлагают сделать квадратными, ну как минимум шестиугольными - чтобы "лучше ощущать неровности дороги", дескать так ближе к "реальности". И педали предлагают крутить в обратную сторону, а некоторые всерьёз задумыватся отказаться от цепной передачи в пользу карданного вала. Много ещё "светлых" идей витает в воздухе. Да вот только не приживаются они почему-то. Может потому, что сядешь на такой "навороченный" велосипед, а он больше полутора метров не может проехать - падает на землю, и никто не знает почему. Даже сам уважаемый автор этих "наворотов". И начинает обижаться на недовольных и рассерженных людей "Поймите одно: авторы модификаций в вашей критике не нуждаются... Вы просто критики, а значит ценность вашего мнения для разработчика практически нулевая". Конечно, это очень болезненно - воспринимать критику на свои умопомрачительные усовершенствования. Это ведь не какие-то "стандартные истории со счастливым финалом", это ведь "раскрытие смысла жизни, фанатизма и секстанства". Да ради Бога, уважаемый автор - главное, чтобы велосипед хорошо ехал, а не падал как кусок металлолома. Кроме того, сама сложность подачи идей не говорит о том, что сами идеи чего-то стоят. Вот, например, никто из нормальных людей не скажет, что творчество The Beatles пошлое, неинтересное, пустое. Такого же мнения наверняка будут придерживаться и поклонники группы "Emerson, Lake & Palmer" относительно своих кумиров. Но есть одно "НО". Нужно сравнить количество поклонников этих уважаемых коллективов, хотя бы по уровню продаж их пластинок. Тогда станет ясно кого больше ценят люди, и какие идеи действительно овладевают ими. Те идеи, которые в простой и доступной форме, однако являющиеся тем не менее фундаментальными, озвучивает Ливерпульская четверка, или же те довольно спецефичные, которые выдавливает из себя ELP, и которые нелегко и спорно воспринимаются очень ограниченным числом поклонников.
Ну, а о будущем сталкерского моддинга, мне кажется, лучше всего сказать словами той же самой песни ВВС:
"А четвертый - тот, что крайний, боковой,-
Так бежит - ни для чего, ни для кого:
То приблизится - мол, пятки оттопчу,
То отстанет, постоит - мол, так хочу.
Не проглотит первый лакомый кусок,
Не надеть второму лавровый венок,
Ну а третьему - ползти на запасные пути..."
Пока будут на свете люди, которым нравится вселенная сталкера, до тех пор будет и моддинг и его искренние поклонники. А для тех кто прикидывает, "что тебе это дало?", конечно, перспектив нет никаких. Тут я с автором интервью полностью согласен.
Exorcist 26.08.2018, 19:04 #40 +1  
Не нравятся "навороты" - катайся на классике. Любишь "Битлз" - никто не заставляет слушать "Эмерсон". Если ты "наездник" - не лезь под руку мастеру! Какие улучшения прогрессивные, а какие нет - покажет время. В этом суть любого развития. В любом случае, советы и критика полезны лишь от тех, кто принадлежит к той же "категории". Ты же не пойдёшь за советом к сантехнику как тебе геморрой лечить? От тех, кто "любит кататься", здоровая конструктивная критика - это сообщить в теме мода о возникшем баге или выложить лог вылета и описать условия их возникновения. Эмоциональная оценка, конечно, тоже нужна, но с УВАЖЕНИЕМ к автору. Творцов нужно беречь! А то кто будет тебе велосипеды ремонтировать и звездолёты изобретать?
tolyan366 26.08.2018, 14:29 #37 0  
Какой-то липкий осадок остался, ну да фиг с ним, пойду пилить дальше А.Н.Т.И.К.В.АР.а... cool
Asfagan 26.08.2018, 12:25 #35 +9  
Печально узнать что 3-й части продолжения истории не будет sad Золотой Шар и Выживший - отличные модификации... yes
аватар отсутствует
extreme 26.08.2018, 12:19 #34 +12  
А я бы с удовольствием прошел еще пару модов от Жекана, пусть даже без какой-то супер оригинальности и нововведений. Мне нравится то как автор видит зону- пустой опасной, где чтоб пройти мод нужно бороться с зоной и выживать. Редко делаются моды где автор чувствует тонкую грань между беготней, стрельбой, поиском чего-то, и балансирует на ней, зато модов где аномалии с мутантами и прочими радостями зоны идут фоном для полномасштабных боевых действий где плотность сражающихся друг с другом на м2 как в Сталинграде в 1942г. Если из таких модов убрать аномалии с мутантами то никто особо и не заметит, будет обычная стрелялка коих полно. А кризис , на мой взгляд, не только в модострое на сталкер но и в игровой индустрии вообще. С одной стороны, интерфейс взаимодействия игрока с игрой ограничивается мышью и клавиатурой (оставим рули и джойстики в покое коль мы не о гонках и леталках) и придумать что-то новое пока никак, с другой, игры делаются под определенную аудиторию. И вот здесь совсем беда- современным "гамбургероедам" и "колазапиванцам" подавай красивую картинку и чтоб не заморачиваться. Как доказательство такие легенды как Герои или Цивилизация, которые с каждой новой игрой деградируют, и упрощаются. По поводу спроса Жекан имел в-виду что когда не было холодильников не было спроса, появилось предложение холодильников, появился и спрос. Жаль что именно такие авторы покидают моддинг на сталкера.
Винторез94 26.08.2018, 11:34 #31 +8  
Ну, то что в геймдев не попасть из моддинга - это маленькая ложь wink
lafugix 26.08.2018, 12:13 #32 +3  
Слыш потолок angry
aldekotan 26.08.2018, 12:16 #33 +4  
Яркий пример - автор модификации Cry of Fear, попавший в студию DICE.
Чкалов 28.08.2018, 17:07 #48 0  
Trauma Studios, автори мода Desert Combat для Battlefield 1942, в фіналі були залучені в роботу над Battlefield 2 і зараз працюють під крилом EA.
Frimenitnet 26.08.2018, 14:32 #39 +2  
Нет нет, нужно верить, автору виднее.
-Silent- 26.08.2018, 20:20 #43 +1  
Ну да) Разработчик мода Falscaar для TES 5 : Skyrim
KADAR 26.08.2018, 09:39 #29 +4  
Умный мужик, подмечает метко. Про критику модов только не совсем согласен. "Поймите одно: авторы модификаций в вашей критике не нуждаются." Ну как бы и игроки необходимости в модах не испытывают т.е большинство будет радо очередному моду, но если кто-то не реализуется по какой-то причине, масса не станет долго убиваться, потому что выйдет другой мод. Другое дело конечно, когда долгострои сливаются.
Рецензии описывают по большей части эмоции от игры и впечатления. Хотите получать "ту самую полезную критику" создайте тему вылетов и багов, там вам с удовольствием укажут косяки.
Сейчас какой только тупости ни увидишь, DLC на моды , дневники разработок, донаты за новости, 80 000 для старта, каналы на ютубе, трейлеры. И вот учитывая все это, вряд-ли можно подумать, что разработчикам не нужны рецензии и критика. Пафоса по поводу своей работы модмейкеры иногда наводят будто они делают полноценную игру. Конечно будут разносить моды, когда он несколько лет всячески пиарится, пилятся трейлеры и прочая шелуха, а выходит пшик или что-то в этом роде.
-=FERRUM=- 26.08.2018, 09:01 #28 +2  
Жекан сказал справедливо. Солидарен с ним unsure yes
GrandWizard 26.08.2018, 06:34 #27 +1  
Отличное интервью, разделяю точку зрения Жекана по поводу кризиса идей
STALKER_Game 26.08.2018, 06:18 #26 +4  
Жекан, спасибо большое за это интервью. Во многом с тобой соглашусь. Жаль, конечно, что мы больше не увидим шикарных модификаций в твоём исполнении. Золотой Шар стал для меня любимой модификацией, в которой нашлось множество интересных и оригинальных идей, которых я не видел больше нигде. Спасибо за всё и удачи в дальнейшей жизни!
antishnaps 26.08.2018, 01:57 #23 +9  
Вообще конечно здорово, сравнивать тестеров и критиков. Тестеры это те, кто ищут баги, ошибки и так далее.
А критика, это выражение своего мнения. Ценность критики уже зависит от компетенции критикующего.
Насчет сюжетов я конечно соглашусь, большинство настолько придурочные, что вызывают лишь ухмылку. В год может 1-2 интересных мода выходит, к которым с этого аспекта не подкопаться.
Автор конечно молодец, он делал вполне себе вменяемые работы. Но вот советовать какую-то литературу читать, основываясь на своих предпочтениях это такое себе дело. Мододелам нужно учить книги по драматургии, так как в большинстве проектов отсутствует даже банальная трехактная структура. Это не говоря уже про мотивацию действий персонажей, которые населяют их работы.
Когда какой-нибудь Вася появляется в Зоне, его находят после ранения, потери памяти и он только встав с койки начинает искать секретные документы, для какого-нибудь Гавайцы, смотрится это очень глупо.
Bready_Bread 30.08.2018, 14:38 #55 +1  
Внимание! Главный драматург в комментариях! biggrin
chigil13 26.08.2018, 01:10 #22 +7  
Нет новых идей в моддинге и не предвидеться. Потолок... Замечательный контраст с только вышедшим модом в абсолютно новом сеттинге.
Спасибо за интервью!
з.ы. для меня, как потребителя, самое главное в игре (любой игре, не только модах на Сталкер) интересный, небанальный сюжет, а не фишки-плюшки финтифлюшки, псевдо-"оригинальность" идей и куча стволов с красивой анимацией перезарядки и брутальная озвучка... но кого это волнует. Просто написал.
Alex331968 26.08.2018, 00:54 #21 +9  
Автор - настоящий Сталкер. Ушёл в одиночку в оригинальность. Туда, где его никто не сможет до конца понять, кроме него самого. Оттуда и критика "не в кассу". И обида на тех, кто не понимает - не мыслит как он. А когда силы иссякли - черпать их оказалось-то особо и неоткуда. Потому что бОльшую часть сил - дают люди. А автор сам от них отдалился. Стал в какой-то степени изгоем. Изгоя поймёт только такой же изгой (в настоящем или в прошлом). Но, ничего. Выходы есть. И с хеппи эндом тоже. Удачи тебе, автор! И сил! Они тебе понядобятся. wink
(и спасибо, тебе за все твои работы. оценил их по достоинству)
1-30 31-47
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите или зарегистрируйтесь